Киевский визит израильского премьера обошёлся без политических сенсаций. Он имел, в первую очередь, имиджевые цели для обеих сторон.
Самой большой интригой было, станет ли Биньямин Нетаньяху выступать посредником между Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским. Судя по всему, глава правительства Израиля не примерял на себя такую роль.
Он не был Киеве последние 20 лет, поэтому его рабочий визит многие сразу окрестили в качестве «исторического». В то же время, он был приурочен к проведению траурных мероприятий в Бабьем Яре в память жертв Холокоста. Однако, были определены и некоторые темы для переговоров глав государств.
Оба лидера видели в необходимости этой встречи свои собственные мотивы. Для Зеленского, Нетаньяху стал первым зарубежным лидером, которого он принимал на своей территории. Это достаточно важно в имиджевом плане.
Нетаньяху хочет воспользоваться поддержкой украинской диаспоры, проживающей в Израиле, в преддверии того, что 17 сентября предстоят досрочные выборы в Кнессет.
Как темы для переговоров были вопросы пенсионного соглашения и создания зоны свободной торговли. Также отмечаются и заявления Нетаньяху перед киевским визитом. Он собирался добиться того, чтобы Украина открыла посольство в Иерусалиме, Однако, он же сам и признавал, что это дело не одного визита.
С одной стороны, если Зеленский откроет в Иерусалиме украинское посольство, то получит от Израиля мощную поддержку, а от США, уже осуществивших такой шаг, одобрение. С другой стороны, ЕС почти гарантированно осудит такое действие, а именно туда Украина так стремится все последние годы.
Но больше всего спекуляций перед этим визитом ходило вокруг тесных отношений Нетаньяху с Владимиром Путиным. Часто высказывались предположения, что он, учитывая это, может стать посредником в отношениях России и Украины.
Естественно, с такими вопросами обращались и к Нетаньяху, но опытный политик всегда выступал уклончиво, сообщая, что к нему уже обращались за посредничеством страны Латинской Америки и Африки. Однако, он не спешит это делать, поскольку не всегда полностью в курсе существующих проблем, а, значит, может оказаться не соответствующим тем ожиданиям, которые создаст.
Симптоматичным в этом вопросе является то, что на пресс-конференции после переговоров, ни один, ни второй лидер вообще не подняли тему России, как и происходящего на Донбассе конфликта. Они сосредоточились исключительно на двусторонних отношениях и их исключительной важности для обеих стран.
Возможно, российская тематика и обсуждалась за закрытыми дверями, но никаких оснований для такого предположения пока нет.
Нетаньяху делал, в основном, те политические заявления, которые направлены на собственного избирателя. В Израиле количество выходцев из Украины достигло 400 тысяч человек. Отсюда и его заданный Зеленскому вопрос о пенсиях для репатриантов. Здесь же вопрос упрощения турполётов в обе стороны.
Зеленскому же требуется, в первую очередь, демонстрировать, что иностранные лидеры воспринимают его всерьёз и готовы с ним встречаться. Поэтому для него каждый визит такого гостя в Киев является важным даже сам по себе.
Однако, некоторые политологи продолжают предполагать, что у визита Нетаньяху был совершенно иной практический смысл. Впрочем, если это и так, то проявится лишь через несколько месяцев.