Ученые выяснили каким образом моллюск высверливает и засасывает своих жертв

Ученые работающие в Московском государственном университете изучили строение ротовых органов миниатюрного голожаберного моллюска Vayssierea ef. elegans, который охотясь на многощетинковых червей высверливает их из известковой трубочки, а затем высасывает из получившегося отверстия.

Данный вид животных относится к отряду брюхоногих, которые в ходе эволюции утратили защищающую их раковину. Они являются обитателями вод дально-восточных морей и в большинстве случаев имеют по бокам тела пару вторичных жабр, которые могут принимать различные непривычные формы. Эти существа имеют ярко оранжевую окраску и размеры, не превышающие пять миллиметров.

В ходе исследования животных и способа их питания учеными из биологической кафедры МГУ была изучена ротовая полость и глотка моллюска. В них были обнаружены многоклеточные железы, которые позволяли химически разрушать стенки известковых трубок многощетинковых червей, дабы достать свою жертву. Далее в глотке располагались железистые мешочки, которые служат для защиты стенок пищевода при проглатывании частиц твердых материалов. Для засасывание своей добычи Vayssierea cf. Elegans использует щечную мышцу, которая имеет уникальное строение из чередующихся слоев поперечных и продольных мышечных волокон. Благодаря своему строению она также дает возможность перетирать свою жертву для облегчения ее дальнейшего усвоения. В дополнение к перечисленным инструментам были обнаружены крючковидные зубцы на радуле существа, которые очень напоминаю зубцы молюсков, питающихся животными защищенными твердыми раковинами. В основном же устройство ротового отверстия голожаберного моллюска похоже на аналогичные органы других представителей родственных видов, которые не обладают способность к сверлению.

Прием пищи, по мнению российских ученых состоит из механического движения из стороны в сторону выдвигающейся радулы животного по покрытию известковой трубки червя, а также разрушающего ее воздействия химическим веществами, которые вырабатываются в железах моллюска. Движения радулы приводятся при помощи боковых мышц. Крючковатой форму зубцы цепляясь за тело червя вытягивают его далее в ротовое отверстие, позволяя моллюску поглотить червя.

Данный способ потребления пищи напоминает механизм питания вида существ Ценагостропод, которые включают в себя большинство известных науке пресноводных улиток.

Ранее был обнаружен исследователями необычный механизм потребления пищи у голожаберников. Будучи хищниками, они выжидают своих жертв и позволяют им наестся после чего нападают. Данный тип питания получил названия клептоохота.