Малярийные комары способствовали вымиранию динозавров

Комары, которые переносят малярию, возможно, делали это 100 миллионов лет назад, что подтверждается последними исследованиями.

И это потенциально проливает свет на историю болезни, которая продолжает убивать более 400 000 человек ежегодно.

Priscoculex burmanicus недавно был идентифицирован как род и вид комаров anopheline, сохраненный в янтаре.

Как считают авторы исследования, комары могли быть переносчиками малярии уже в то время, но это все еще открытый вопрос. По мнению сотрудников колледжа науки Орегонского государственного университета, в те времена комары anopheline, вероятно, кусали птиц, мелких млекопитающих и рептилий. Они и сегодня все еще питаются этими группами

Малярийный комар, сохранившийся в янтаре, из Мьянмы, датируется серединой мелового периода. Ученые описали новый род и вид комаров, который получил название Priscoculex burmanicus. Различные характеристики, включая связанные с особенностями крыла, хоботком, антеннами и брюшком показывают что Priscoculex – предок москитов anopheline.

Как отмечают ученые, это открытие обеспечивает доказательство того, что anophelines были иррадиацией -- диверсификация от предкового вида.

Большинство видов малярийных комаров, особенно тех, которые заражают людей и других приматов, являются главным образом представителяии одного рода простейших, Plasmodium. Малярия распространяется главным образом москитами-анофелинами.

В предыдущем исследовании ученые предположили, что малярийные комары, возможно, появились около 100 миллионов лет назад. Уже тогда они заражали животных, человека и других млекопитающих, птиц и рептилий. Специалисты включают комаров в качестве возможных переносчиков малярии, которые существовали уже в те далекие времена.

Ученые даже предполагают, что насекомые из мелового периода могли способствовать широкому вымиранию динозавров около 65 миллионов лет назад.

Примерно в это время произошли катастрофические события, такие как столкновения с астероидами, климатические изменения и потоки лавы. Численность динозавров уменьшилась, они медленно вымерли в течение тысяч лет.

Ученые долго спорили о том, как и когда появилась малярия, если учитывать, что первый малярийный комар, которого обнаоужили исследователи, был возрастом от 15 до 20 миллионов лет. К единому мнению пока так и не пришли.

Останки древнего комара были найдены на территории современной Доминиканской Республики. Это было первое ископаемое Plasmodium, один из видов, который в настоящее время является штаммом. Он заражает и убивает людей.

По словам биологов, понимание древней истории малярии может дать ключ к пониманию того, как развивался ее современный жизненный цикл и как прервать ее передачу. Поскольку половая репродуктивная стадия малярии встречается только у насекомых-переносчиков, ученые считают, что эти переносчики являются основными хозяевами малярийного патогена.

Первая сохранившаяся запись о заболевании человека малярией была сделана в Китае в 2700 году до н. э. Некоторые исследователи говорят, что это, возможно, привело к падению Римской Империи. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2017 году во всем мире было зарегистрировано 219 миллионов случаев малярии. Иммунитет против этого заболевания редко вырабатывается естественным путем, а поиск вакцины пока не увенчался успехом.