Динозавр размером с валлаби обнаружен в древней рифтовой долине

Верхние челюсти нового динозавра из Виктории, Австралия, дают свежее представление о разнообразии мелких травоядных динозавров, которые когда-то населяли древнюю австралийско-антарктическую рифтовую долину 125 миллионов лет назад.

Его возраст 125 миллионнов лет, жил он в меловый период на территории юго-восточной Австралии. Как сообщают палеонтологи, новый динозавр назван «Galleonosaurus dorisae», он является первым динозавром, обнаруженным в регионе Гиппсланд Австралии за 16 лет. По словам сотрудников Университета Новой Англии, штат Новый Южный Уэльс, Galleonosaurus был небольших размеров травоядным динозавров из большой семье под названием орнитоподы. Эти маленькие динозавры были проворными бегунами на своих мощных задних лапах.

Название Galleonosaurus dorisae относится к форме верхней челюсти, напоминающей перевернутый корпус парусника под названием галеон.

Galleonosaurus - пятый небольшой род орнитоподов, который, по словам ученых, подтверждает, что в глобальном масштабе разнообразие этих мелкотелых динозавров было необычно высоко в Древней рифтовой долине, которая когда-то простиралась между континентами Австралия и Антарктида. Маленькие орнитоподы, кажется, процветали на территории обширной лесной поймы в Древней рифтовой долине.

Во времена Галлеонозавра отложения были сброшены с массива крупных, активно извергающихся вулканов протяженностью четыре тысячи километров, которые когда-то существовали вдоль восточной окраины Австралийского континента. Некоторые из этих отложений были перенесены на Запад крупными реками в австралийско-антарктическую рифтовую долину, где они образовали глубокие осадочные бассейны.

Однако по мере того, как эти отложения смывали реки рифтовой долины, кости динозавров, таких как Галлеонозавр и другие позвоночные, вместе с бревнами упавших деревьев, смешивались. По словам палеонтологов, эта земля теперь исчезла, но как путешественники во времени мы получаем снимки этого замечательного мира через скалы и окаменелости, стоящие вдоль побережья Виктории.

В новом исследовании показано, что Galleonosaurus dorisae является близким родственником Diluvicursor pickeringi. Это другой небольшой орнитопод, обнаруженный в 2018 году в ходе раскопок вдоль побережья Отуэя к западу от региона Гиппсланд. Интересно, что челюсти Galleonosaurus и частичный скелет Diluvicursor были аналогичным образом похоронены в вулканических отложениях на дне глубоких мощных рек. Однако Галлеонозавр примерно на 12 миллионов лет старше Diluvicursor, что показывает, что эволюционная история динозавров в австралийско-антарктическом рифте была длительной.

Челюсти Галлеонозавра были обнаружены во время раскопок недалеко от города Инверлох. Наиболее полная челюсть и ключевой экземпляр, носящий название Galleonosaurus dorisae, был обнаружен в 2008 году.

До открытия Galleonosaurus dorisae единственным известным орнитоподом из региона Гиппсланд был Qantassaurus intrepidus, обнаруженный в 1999 году. Однако у Кантассауруса морда была короче, чем у Галлеонозавра. По мнению ученых, эти два динозавра одинакового размера питались разными типами растений, что позволило им сосуществовать.

Используя в своей работе передовые методы, такие как 3D-микро-КТ сканирование и печать, у динозавров, таких как Galleonosaurus dorisae, обнаруживается новая анатомическая информация. Эти методы помогают глубже погрузиться в таинственный мир экологии динозавров: что они ели, как двигались и как сосуществовали. И, конечно, их эволюционные отношения с динозаврами с других континентов.