Зоологи обнаружили первобытный механизм жевания

Исследовательская группа зоологов обнаружила потенциально первобытное жевательное поведение у некоторых животных.

Итальянский хохлатый тритон Triturus carnifex ест все, что может одолеть. В его меню дождевые черви, личинки комаров и водяные блохи, а также улитки, мелкая рыба и даже собственное потомство. Исследовательская группа под руководством доктора Эгона Хейса из университета Фридриха Шиллера в Йене (Германия) изучила жевательное поведение тритона и сделала поразительное открытие.

Triturus carnifex - амфибия и настоящая саламандра. Было принято считать, что амфибии проглатывают свою добычу целиком, но ученые смогли опровергнуть это.

Ученым из Массачусетского университета Хейсу удалось доказать, что хохлатые тритоны действительно жуют свою добычу, но способом, отличным от большинства других наземных позвоночных.

По словам зоологов, этот тритон использует то, что называют небными зубами, чтобы убить свою добычу, а также сломать ее. Это означает, что зубы челюсти в основном используются для ловли или удержания добычи.

С помощью языка добычу затем ритмично трут о небо. Небо оснащено очень острыми зубами, длиной от 0,5 до одного миллиметра, которые постоянно заменяются новыми зубами. Эти зубы могут, например, разорвать чрезвычайно жесткую кутикулу личинок мух.

Это убивает добычу и в то же время помогает пищеварительным секретам вступать в силу, считают ученые. Для тритона это форма страхования жизни: некоторые личинки насекомых имеют такой сильный укус, что они могли бы просверлить тело хищника.

Первым толчком к удивительному результату исследования послужил исследовательский визит в Антверпен (Бельгия). Когда ученые наблюдали кормление тритона, они были заинтригованы движениями головы, челюсти и языка амфибии после того, как она схватила свою добычу.

Тритон, похоже, действительно жевал. Исследователи смогли получить четкое представление о происходящем с помощью рентгеновского видеоблока Института зоологии и эволюционных исследований Йенского университета.

Саламандры жуют, как первобытные наземные позвоночные. Жевательное поведение тритона вызывает вопрос о том, как его можно объяснить в контексте эволюции. Можно, по мнению ученых, предположить, что настоящие небные зубы присутствовали у ранних наземных позвоночных, и, как считают ученые, механизм жевания «язык против неба», как видно у тритонов, это то, что восходит к ранним дням наземных позвоночных.

Очень похожие механизмы жевания можно обнаружить у древних млекопитающих, таких как ехидна и утконос, и у ламантинов. Хотя у этих животных небные зубы были заменены грубыми кератиновыми структурами, существа все еще трут свою пищу о небо.

С точки зрения эволюции переход от воды к суше привел к изменению жевательного аппарата животных. Ключевую роль играет язык, который развился только после того, как позвоночные покинули воду. Это имеет решающее значение для обеспечения жевания, поскольку он перемещает пищу в нужное место во рту.

Аналогичное изменение происходит и с личинками амфибий; при метаморфозе жабры амфибий превращаются в язык, когда личинки покидают воду. Проект будет работать до конца 2019 года, и, возможно, в течение этого времени Triturus carnifex поможет раскрыть больше секретов.