Браконьеры ведут охоту на редких змей, но люди им благодарны

Агнес Пили готовила стояла на своей кухне в Килифи, городе на побережье Кении, одним солнечным днем ​​в прошлом году, готовив обед  для своей семьи, когда она заметила незваного смертельно опасного гостя.

 «Я поднимала тарелку, и тогда я ее увидела», - говорит она. «Я кричала о помощи, но моего мужа не было рядом». Змея проскользнула на ее кухню и свернулась в углу рядом с ее вешалкой для посуды. Агнес схватила дубину, которую держит ее муж в случае кражи, и забила змею до смерти.

Пили считает, что змеи злые. «Я не понимаю, почему мы должны сохранять их, потому что они смертельные сатанинские существа?», - говорит она.

Более 80 процентов кенийцев являются христианами, и в Библии змеи связаны с сатаной: Бог проклял змея и объявил его вечным врагом человека. Многие кенийцы сегодня так же думают. Змеи также связаны с колдовством, потому что колдуны используют их для выполнения черной магии, чтобы напугать или ранить врага. Некоторые кенийцы считают, что увидеть змею во сне это к скорой смерти.

«Змеи приносят плохие предзнаменования, и я не могу их вынести, когда увижу», - говорит Гитари Нджаги, начальник начальной школы в Чуке, на востоке Кении. Первое, что говорит Ньяги, когда он встречает змею, это убивает ее.

Боязнь укусов змей также способствует негативному отношению к змеям, говорит Патрик Малонза, старший научный сотрудник, возглавляющий отдел герпетологии в Национальном музее Кении, правительственном агентстве, которое управляет музеями и историческими местами.

Эти убеждения помогли браконьерам нелегально вывезти вымирающих змей из дикой природы и не столкнуться с последствиями, говорит Ройжан Тейлор, директор змеиной фермы «Bio-Ken» в Ватаму, которая разводит змей для образования и исследования антивенинов. По его словам, браконьеров обычно считают не нарушителями закона, а решателями проблем, устраняющих угрозу для общества.

Герпетологи из Национального музея Кении, правительственного агентства, которое управляет музеями и историческими местами, опасаются, что две редкие змеи, найденные только в Кении, в двух изолированных местах, оба вида находятся под угрозой исчезновения. Горная Гадюка и Рогатая Гадюка, чьи два крошечных рога на ее голове укрепляют веру в то, что это воплощение дьявола, сталкиваются с угрозами разрушения среды обитания и незаконного сбора для европейских и американских рынков экзотических животных. Обе ядовитые, эти два вида змей также используются артистами цирка для таких действий, как объятие змей, поцелуй змеи, танцы со змеей и завертывание змеи вокруг шеи или талии исполнителя.

Хотя популяция ни одного вида не известна, редкость змей кажется несомненной. В 2010 году Джейкоб Нгвава, научный сотрудник отдела герпетологии в Национальном музее Кении, провел шесть месяцев в поисках Горной гадюки. Он и его команда нашли только 12 особей.

 

Отчеты ученых из тех районов Рифтовой долины, где обитают рогатые гадюки в Кении, показывают, что этот вид сейчас встречается реже, чем когда-либо прежде: например, исследование, проведенное на плато Кинангоп, ни к чему не привело, говорит Малонза.

В мае 2017 года сайт «Mongabay» сообщил, что Сотрудник правоохранительных органов Кенийской национальной полицейской службы подсчитал, что от 80 до 350 из двух видов змей вывозились контрабандой из страны каждый год, начиная с 1980-х годов.

Несмотря на защиту змей, в Кении арестовано мало браконьеров, говорит Джим Карани из «WildlifeDirect», природоохранной неправительственной организации. Сотрудники правоохранительных органов не умеют выявлять контрабанду змей, и если гадюки конфискованы, у органов нет места для содержания животных, которые должны храниться в качестве доказательства в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, по словам Карани, «проблема с правоохранительными органами заключается в том, что никто не ищет змей». По его словам, важно обучить сотрудников правоохранительных органов тому, как следить за транзитными районами, проводить обычные проверки, выявлять редкие виды и обращаться со змеями хорошо, когда они обнаружены.

Агнес Пили удивлена, что змей так боятся и оскорбляют многие кенийцы, а также что кто-то захочет их собрать или купить. И при этом она не думает, что браконьерство змей - проблема. «Я не понимаю, почему это должно вызывать беспокойство», - говорит она, потому что браконьеры со змеями «помогают обществу чем-то».

Карани говорит, что страх и суеверие против змей могут помешать змейным браконьерам быть арестованными и обвиненными. Арестующие офицеры могут сами ассоциировать змей со злом и хотеть избежать любой связи с ними.

Согласно проекту судебного мониторинга «WildlifeDirect», который отслеживает судебные разбирательства по делам о преступлениях против дикой природы, в Кении был известен только один случай судебного преследования, связанного со змеями. Это было еще в 2013 году, когда британский гражданин и его кенийский сообщник признали себя виновными в том, что у них было шесть живых кенийских рогатых гадюк. Эти двое не смогли объяснить, почему у них были змеи без разрешения Службы охраны дикой природы Кении и куда они намеревались их забрать. Они были приговорены к пяти годам тюрьмы.

«Мы, кенийцы, должны согласиться с тем, что змея - это просто дикое животное, - говорит Ройжан Тейлор, глава змеиной фермы. «Это не дьяволы или злые духи. Если они найдены в месте, где их не должно быть, обратитесь за помощью, чтобы змея могла быть перемещена - так же, как вы поступили бы с любым другим животным, например, со слоном, потому что они одинаково важны и остро нуждаются в сохранении. »