Когда крайность становится нормой для арктических животных

Северный олень на норвежском архипелаге Шпицберген испытывает экстремальные изменения климата: все чаще в течение зимы идут дожди со снегом. Но вместо того, чтобы прийти к краху, популяция оленей способна адаптироваться.

Как тропические ленивцы, шпицбергенские олени двигаются как можно меньше, чтобы сохранить энергию. Когда идет снег, они просто разгребают его и продолжают грызть растения, которые могут найти. Это образ жизни, который позволил шпицбергенским оленям сохраняться на протяжении тысячелетий, достаточно долго, чтобы они физиологически адаптировались и эволюционировали в отдельный подвид.

Но за последние несколько десятилетий потепление климата принесло больше дождя и меньше снега. Земля покрывается коркой льдв. Ледяной покров лишает оленей пищи и заставляет их голодать, что создает потенциальную катастрофу.

Исследователи из центра динамики биоразнообразия Норвежского университета науки и техники смоделировали влияние на динамику популяции оленей, если обледенение становится нормой, а не экстремальным событием. Интуитивным ожиданием было бы предсказать риск вымирания с продолжающимся потеплением. Но как это часто бывает в жизни, все не так просто.

Даже в этих условиях умирают только самые уязвимые животные, самые молодые и самые старые. Самки, ослабленные недостатком пищи, имели меньше шансов рожать.

Для этой популяции северных оленей череда ледяных зим, одна за другой, не обязательно будет такой уж плохой. Это исследование дает первое доказательство того, что колебания численности долгоживущих видов на самом деле затухают, когда экстремальные климатические события становятся частыми.

Автор: Хотгео