Исследователи из Института Макса Планка и Института Санта-Фе разработали новую модель для объяснения эволюционных истоков эмпатии и других связанных с ней явлений, таких как эмоциональная инфекция и заразная зевота.
Мафессони и его соавтор Майкл Лахман, биолог-теоретик и профессор Института Санта-Фе, исследовали возможность того, что когнитивные процессы, лежащие в основе широкого спектра эмпатических реакций, включая эмоциональную инфекцию, заразную зевоту и патологии, такие как эхопраксия (компульсивное повторение чужих движений) и эхолалия (компульсивное повторение чужой речи), могут развиваться в отсутствие родственного отбора или любого другого механизма, непосредственно способствующего сотрудничеству или координации.
Ученые утверждают, что животные, включая людей, могут участвовать в акте имитации сознания других. Примером этого процесса могут служить зеркальные нейроны: уже давно известно, что те же нейроны, которые участвуют в планировании движения руки, используются и при наблюдении за движением других рук.
Ученые задавались вопросом, каковы будут последствия, если они распространят этот процесс понимания на любое социальное взаимодействие.
Их модель предполагает, что эмпатические системы развиваются не только потому, что агенты склонны к сотрудничеству и родственному отбору. Они также развиваются, потому что животные имитируют других, чтобы представить свои действия. По их мнению, корни эмпатии могут заключаться в необходимости понимать других людей.
Это открытие полностью меняет представление о людях и животных. Его сила проистекает как из его объединяющей ясности, так и из его теоретического интереса к границам сотрудничества как объяснительной рамки.