Многоножка в янтаре позволила открыть совершенно новый подотряд

Несмотря на то, что принято считать, что в меловой период Земля была эксклюзивным домом для грозных гигантов, включая плотоядных велоцирапторов и членистоногих крупнее современного взрослого человека, оказывается, что все еще оставалось место для безобидных крошечных беспозвоночных размером всего в несколько миллиметров.

Так обстоит дело с крошечной многоножкой длиной всего 8,2 мм, недавно найденной в янтаре возрастом 99 млн лет в Мьянме. Используя новейшие технологии исследований, ученые пришли к выводу, что они не только имели дело с первой ископаемой многоножкой ордена (Callipodida), а также с самой маленькой среди ее современных родственников. Ее морфология была настолько необычной, что она резко отличалась от своих современных родственников.

В результате ученым пришлось пересмотреть существующую классификацию многоножек и ввести новый подотряд. Чтобы проанализировать вид и подтвердить его новизну, ученые использовали трехмерную рентгеновскую микроскопию, чтобы разрезать образец мелового периода и посмотреть на крошечные детали его анатомии, которые обычно не сохраняются в окаменелостях.

Предполагается, что эта группа многоножек эволюционировала по, крайней мере, около 100 миллионов лет назад.

Членистоногие были далеко не единственными, обнаруженными в этом конкретном янтарном месторождении. С помощью микрокомпьютерной томографии и связанного с ней программного обеспечения для рендеринга и обработки изображений сегодня можно реконструировать все животное и наблюдать мельчайшие морфологические признаки, которые редко сохраняются в окаменелостях.