Именно к такому выводу пришли психологи, проводившие специальное исследование, посвящённое этому моменту в человеческих отношениях. Как оказалось, оно имеет и дополнительные негативные факторы.
Учёные пришли к выводу о том, что постоянное враньё существенно понижает способность человека к пониманию других членов общества. Таким образом, общаться становится для лжеца достаточно затруднительным процессом.
Когда люди очень часто занимаются лукавством, они, одновременно, начинают воспринимать себя менее близкими по отношению к собеседнику. Даже, если это будет сестра, брат, коллега или друг.
Происходит определённое дистанцирование и, как следствие, потеря возможности к точному определению эмоций других людей. Даже тех, кому они не врали.
В особенности, такое пагубное поведение может отразиться на профессиональных отношениях. Если в них отсутствует фактор обмана, то они могут принести внутреннее обогащение и жизненную силу. А вот, если он присутствует, то рабочие отношения вполне могут стать разъединяющими.
Учёные отметили, когда человек способен к точному считыванию эмоционального состояния своих коллег и демонстрировать на него соответствующую реакцию, это влечёт за собой более просоциальное поведение. Считается, что сильные профессиональные сообщества отличаются именно этим.
Количество участников исследования составляло 250 пар людей. Часть из них должна была врать напарнику, а другая часть – сообщать правду.
Как оказалось, лгуны уже не могли точно оценивать эмоциональное состояние партнёра, после того, как сами рассказали ему неправду.
При этом, условием эксперимента было то, что лжец после этого заслушивал совершенно реальную историю.
Затем, учёные решили подкрепить данный эксперимент другим, когда людей провоцировали на обман. Им предлагалось бросание костей, когда от числа на загаданной стороне зависело количество получаемых ими денег.
Участники делились на две группы. Одним приходилось называть сторону кубика до того, как был совершён бросок, а другим после (якобы загадав её ещё до совершённого действия и полученного результата).
Вполне ожидаемо, второй группой испытуемых были заработаны намного большие деньги. Ни на что другое, помимо лжи, это указывать просто не могло.
После этого, им показывалось по 42 коротких видеоролика на которых были отображены различные эмоции людей. Те, кто играли нечестно, гораздо реже смогли их точно определить.
Учёные установили, что игравшие «не по правилам», представляли показанные им образы намного менее человечными. Возможно, это давало им «право» на своё собственное повторное неэтичное поведение и его оправдание.
Таким образом, врун, начав распространять ложь, уже не способен остановиться, подозревая в том же самом и всех остальных людей.