Геологи уточнили начало движения тектонических плит

В глубоком прошлом кора быстро перемещалась по поверхности Земли. Геологи обнаружили доказательства того, что эта черта характерна и для современной тектоники плит.

Когда-то в ходе движения тектонических плит сформировались континенты Земли в том виде, в котором они сейчас существуют. Одни исследователи предполагают, что это произошло около 4 млрд лет назад, другие называют срок в 1 млрд. Исследователи из Гарварда искали подсказки в древних породах старше 3 млрд лет. Образцы брали в Австралии и Южной Африке. Анализ показал, что эти плиты ранней Земли двигались как минимум 3,2 млрд лет назад.

В Западной Австралии на одном из древнейших кусков земной коры ученые обнаружили дрейф широты около 2,5 см в год. И происходило это движение 3,2 млрд лет назад. Исследователи считают, что этот сдвиг является самым ранним доказательством того, что современное движение плит происходило от 2 до 4 млрд лет назад. Похоже, что тектоника плит, как процесс, произошедший на ранней Земле, говорит о том, что она в те незапамятные времена была похожей на сегодняшнюю намного больше, чем считалось.

Сегодня внешняя оболочка Земли состоит из около 15 жестких блоков земной коры. На них сидят материки и океаны планеты. Движение этих плит сформировало расположение континентов. Это оно помогло сформировать уникальные формы ландшафта.
Для исследования участники проекта отправились в Кратон Пилбара в Западной Австралии.

Кратон — это толстый и очень устойчивый кусок коры. Они обычно находятся в середине тектонических плит и являются древними сердцами континентов Земли. Это самое удачное место для изучения ранней Земли. Кратон Пилбара простирается более чем на 300 км в поперечнике. Скалы там образовались еще 3,5 млрд лет назад.

Ученые пробурили камни и собрали образцы керна. Оказалось, кратон Пилбара перемещался по поверхности Земли около 3,2 млрд лет назад. В лаборатории инструменты помогли узнать магнитную историю породы. Затем команда использовала свои данные и данные других исследователей, которые размагничивали камни в близлежащих районах. Они обнаружили дрейф 2,5 см в год.

Ученые планируют продолжить анализ данных из кратона Пилбара и других образцов со всего мира в будущих экспериментах. И это не только любовь к природе, это еще и академическая потребность понимать историю планеты Земля.