Долгожданный китайский вариант воздушного танкера отечественного производства Y-20 дебютирует для широкой общественности в ближайшее время.
Вариант воздушного раннего предупреждения находится в стадии разработки. Это делает Y-20 и его варианты столпами стратегических возможностей китайских ВВС. По словам командира авиационного полка ВВС Народно-освободительной армии, люди увидят дебют воздушного танкера Y-20 на поле боя в не слишком отдаленном будущем.
Главный конструктор Y-20 Тан Чанхун несколько раз говорил, что будут варианты. Опытный вариант танкера Y-20 был замечен на спутниковых фотографиях. Ожидается, что танкерный вариант будет работать вместе с очень немногочисленными импортными танкерами Ил-78 и отечественными разработками, но менее боеспособными HU-6 и в конечном итоге заменит их.
Для дозаправки в воздухе Y-20 сможет перевозить около 90 тонн топлива. Он значительно расширит оперативную дальность действия ВВС, позволяя истребителям и бомбардировщикам преодолевать значительно большие расстояния, превращая ВВС из региональных сил в стратегические, отмечают аналитики.
Китай уже эксплуатирует более мелкие, отечественной разработки самолеты KJ-200 и KJ-500 AEW, а также более крупную систему KJ-2000 AEW, которая разрабатывается на базе каркаса российского транспортного самолета Ил-76. Y-20 имеет аналогичный размер с KJ-2000, но в нем будут использованы более передовые технологии для повышения возможностей. Например, он может использовать конформную конструкцию радиолокационной решетки. Это может увеличить количество радаров для улучшения возможностей обнаружения вражеских самолетов-невидимок, считают аналитики.
Y-20 является отличной базовой платформой для разработки вариантов из-за его больших размеров и длительной выносливости, по словам военного эксперта. На его основе возможны и другие варианты, в том числе самолеты РЭБ. Сам по себе он является стратегическим грузовым самолетом, и все его варианты могут иметь стратегическое значение, считает эксперт.