Администрация Трампа в последние годы предприняла исчерпывающие усилия, чтобы попытаться отучить Европу от недорогого и надежного экспорта российского газа.
Российский газовый гигант «Газпром» имеет преимущество перед конкурентами, которое должно позволить ему преодолеть нынешний кризис цен на энергоносители. По мнению аналитика энергетических рынков Александра Собко, финансовые результаты Газпрома показывают, что только около 30% его контрактов с Европой привязаны к ценам на нефть.
Согласно недавней оценке российской деловой газеты «Ведомости», 88,7% поставок компании осуществляются на основе долгосрочных контрактов. И это, отмечает аналитик, означает, что «падение цен на нефть окажет минимальное влияние на доходы Газпрома», по крайней мере, на данный момент.
Это не означает, что компания не пострадает от последствий недавнего глобального спада мировых цен на нефть, который начался еще до вспышки коронавируса. В конце прошлого года компания одобрила сокращение инвестиций на 16,5% на фоне падения прибыли и завершение строительства долгожданного газопровода «Сила Сибири» и «Тюркстрим», а также временное замораживание строительства Nord Stream 2 в конце прошлого года из-за давления США на подрядчиков.
В январе Bloomberg сообщил, что глобальный избыток природного газа уже подтолкнул цены к уровням «настолько низким, что у американских производителей скоро могут исчезнуть стимулы для экспорта топлива».
Катар откладывает строительство новых заводов СПГ, но проекты в Мозамбике и Соединенных Штатах остаются на рассмотрении. В настоящее время можно с высокой степенью вероятности сказать, что в этом году не будет запущено ни одного нового проекта по СПГ, считает Собко.
По словам наблюдателя, это отчасти связано с рыночными страхами, так как у всех в голове только коронавирус. Если учесть, что между началом строительства и запуском есть задержка не менее четырех лет, виноват не только вирус.
Конечно, это не все розы для «Газпрома», учитывая, что значительная часть его контрактов, в том числе с проектом «Ямал СПГ», связана с падением цен на нефть. Падение цен на энергоносители, а вместе с ними и снижение курса рубля по отношению к доллару, может, наконец, дать толчок российской промышленности.