Специалисты разрабатывают концепцию обучения во сне

В сутки 24 часа, и обычно около трети из них тратится на сон. Многие задавались вопросом: как можно использовать это время, возможно ли обучение во сне?

Поглощение сложной информации или получение нового навыка с нуля, например, прослушиванием аудиозаписи во время сна почти наверняка невозможно. Но исследования показывают, что спящий мозг далек от бездействия и что некоторые формы обучения могут произойти. Однако стоит ли из-за этого терять сон, еще предстоит определить.

Концепция обучения во сне, или гипнопедия, имеет долгую историю. Первое исследование, демонстрирующее пользу памяти и обучения во сне, было опубликовано в 1914 году немецким психологом Розой Гейне. Она обнаружила, что изучение нового материала вечером перед сном приводит к лучшему запоминанию по сравнению с обучением в течение дня.

Благодаря многим исследованиям, проведенным с тех пор, стало известно, что сон имеет решающее значение для формирования долгосрочных воспоминаний о том, с чем столкнулись в течение дня. Спящий мозг воспроизводит дневные переживания и стабилизирует их. Учитывая, что так много происходит с воспоминаниями во время сна, естественно, встает вопрос: могут ли воспоминания быть изменены, улучшены или даже сформированы заново.

Одним из популярных подходов к обучению во сне был Psycho-phone, популярное устройство в 1930-х годах. Оно внушало мотивационные сообщения спящим, например, такие как «я излучаю любовь». Они якобы помогали людям впитывать идеи в свое подсознание и просыпаться с сияющей уверенностью.

Поначалу казалось, что исследования подкрепили идею таких устройств, как Psycho-phone. Некоторые ранние исследования показали, что люди изучали материал, с которым они сталкивались во время сна. Но эти результаты были опровергнуты в 1950-х годах, когда ученые начали использовать ЭЭГ для мониторинга мозговых волн сна.

Исследователи обнаружили, что если и произошло какое-либо обучение, то только потому, что стимулы разбудили участников. Результаты последних исследований говорят о том, что спящий мозг может поглощать информацию и даже формировать новые воспоминания.

Загвоздка, однако, в том, что воспоминания неявны или бессознательны. Другими словами, эта форма обучения является чрезвычайно простой, гораздо проще, чем то, что ваш мозг должен выполнить, если вы хотите изучать немецкий язык или квантовую механику.

Для ученых последние открытия вселяют надежду. Например, скрытый характер обучения во сне делает это явление полезным для людей, которые хотят избавиться от вредных привычек, таких как курение, или сформировать новые хорошие.

Многочисленные исследования показали, что базовая форма обучения, называемая кондиционированием, может происходить во время сна. Например, в исследовании 2012 года израильские исследователи обнаружили, что люди могут научиться ассоциировать звуки с запахами во время сна. Ученые задали тон спящим участникам исследования, внушив, что присутствует неприятный запах испорченной рыбы. Проснувшись, люди затаили дыхание в его ожидании.

Это было открытие, показывающее, что люди могут формировать новые воспоминания во время сна. Хотя память была неявной, она могла влиять на поведение людей.

В исследовании 2014 года курильщики использовали меньше сигарет, проведя ночь под воздействием запаха сигарет в паре с неприятными запахами.

Ученые обнаружили, что обучение во сне может выходить за рамки простого кондиционирования. В исследовании 2017 года субъекты смогли выделить сложные звуковые узоры, которые они слышали во время сна.

Способности к обучению во сне могут распространяться и на изучение слов. В исследовании использовали пары составленных слов и их предполагаемые значения для спящих участников. После этого, проснувшись, люди легче и лучше подбирали слова для перевода. Все эти исследования объединяет то, что они показывают неявную форму памяти.

По мнению ученых, необходимо учитывать то, что стимулирование спящего мозга новой информацией, вероятно, нарушает функции сна. Выучить несколько слов за счет ухудшения качества сна не является разумным компромиссом.

Исследователи продолжают изучать обучение во сне. Например, обучение во сне может быть полезно, когда людям нужно изменить привычку или изменить упрямые тревожные воспоминания в случаях фобий и посттравматического стрессового расстройства.

И некоторые формы неявного обучения, которые могут помочь в этой ситуации, могут происходить во время сна. По мнению специалистов, спящим мозгом можно манипулировать, работа над обучением во сне продолжается.

Автор: Хотгео