Установлена генетическая родословная жителей Иберийского полуострова с предками из Понтийской степи

Исследователи проанализировали древнюю ДНК почти 300 человек с Пиренейского полуострова, охватывающую более 12 000 лет.

Первое исследование изучило охотников-собирателей и ранних земледельцев, живущих в Иберии от 13000 и 6000 лет назад. Второе изучало жителей региона за последние 8000 лет. Вместе эти два документа значительно расширяют наши знания об истории населения этого уникального региона.

Иберийский полуостров издавна считался одним из самых отдаленных мест в истории народонаселения Европы благодаря своему уникальному климату и положению на Дальнем западном краю континента. Во время последнего ледникового периода Иберия оставалась относительно теплой, позволяя растениям, животным, и, возможно, людям, которые были вынуждены покинуть большую часть остальной Европы, продолжать жить там.

За последние 8000 лет географическое положение сделало ее уникальной по сравнению с другими частями Европы в ее взаимодействии с другими регионами. Два новых исследования дают беспрецедентную ясность в уникальной истории населения Пиренейского полуострова. Иберийские охотники-собиратели показывают две древние палеолитические линии.

Более ранние данные показали, что после окончания последнего ледникового периода в Западной и Центральной Европе доминировали охотники-собиратели, предки которых были связаны с 14-тысячным человеком из Виллабруны, Италия. Считается, что Италия была потенциальным убежищем для людей во время последнего ледникового периода, как и Иберия.

Интересно, что результаты нынешнего исследования показывают, что обе линии присутствовали у иберийских индивидуумов, начиная с 19 000 лет назад. Исследователи из Института Макса Планка говорят о том, что охотники-собиратели в Иберии имели предков из Магдалинийских и Виллабрунских источников.

Охотники-собиратели с Пиренейского полуострова несут смесь двух более старых типов генетической родословной: один, который восходит к последнему ледниковому максимуму и другой, который встречается повсюду в Западной и Центральной Европе.

Исследователи надеются, что продолжающиеся усилия по расшифровке генетической структуры поздних групп охотников-собирателей по всей Европе помогут еще лучше понять прошлое Европы и, в частности, ассимиляцию неолитического образа жизни, вызванную расширением фермеров с Ближнего Востока во время голоцена.

Древняя ДНК людей, живших последние 8000 лет, помогает прояснить историю и предысторию Пиренейского полуострова. Исследователи обнаружили, что во время перехода к оседлому образу жизни в сельском хозяйстве охотники-собиратели в Иберии тонко способствовали генетическому составу вновь прибывших фермеров с Ближнего Востока.

Между примерно 2500-2000 годами до н. э. исследователи наблюдали замену 40% предков Иберии на почти 100% Y-хромосому людей, являющихся предками из Понтийской степи, региона, который сегодня является Украиной и Россией.

Анализ исследователей показывает, что современные баски наиболее близко напоминают типичную иберийскую популяцию железного века, включая приток «степных предков», но они не были затронуты последующими генетическими вкладами, которые повлияли на остальную часть Иберии.

Это говорит о том, что носители баскского языка были в равной степени генетически затронуты, как и другие группы, появлением степных популяций, но в любом случае сохранили свой язык. Только после этого они стали относительно изолированы генетически от остальной части Пиренейского полуострова.

Исследователи обнаружили, что, по крайней мере, в римский период, предки полуострова были трансформированы потоком генов из Северной Африки и Восточного Средиземноморья. Они обнаружили, что греческие и римские поселения, как правило, являются весьма многоэтническими, в них проживают лица из Центрального и Восточного Средиземноморья и Северной Африки, а также местные жители, и что эти взаимодействия оказывают долговременное демографическое и культурное воздействие.