Великий проект Помпеи открывает свои захороненные тайны

Почти 2000 лет прошло после разрушения Помпеи во время извержения вулкана, а древний римский город все еще отказывается открывать свои давно похороненные секреты.

Фантастические фрески, сохранившиеся мозаики и непристойные граффити - это лишь некоторые из открытий, сделанных на крупнейших археологических раскопках с 1950-х годов.

Из-за серии обвалов в древнем городе укрепляют курганы земли, чтобы предотвратить их разрушение. Археологи и защитники природы заняты восстановлением вновь обнаруженного искусства и укреплением хрупких стен.

Обширная работа по сохранению позволила ученым обнаружить еще несколько районов Помпеи, все еще погребенных под вулканическим мусором, включая два больших дома и переулки.

Помпеи были покрыты вулканическим пеплом, когда гора Везувий в 79 году убил тысячи римлян, которые понятия не имели, что живут под одним из крупнейших вулканов Европы.

Память о катастрофе со временем поблекла, и только в 1748 году были предприняты значимые исследования. Более систематические раскопки были начаты в следующем столетии, но к концу 20-го века пренебрежение, нехватка средств и неоднократные наводнения не давали работать в этом районе.

В 2010 году менее 15% раскопанной территории было доступно для туристов, дикие собаки бродили по мощеным улицам и только 10 зданий были открыты.

Сегодня около 70 процентов открытого города доступно, и можно посетить более 30 полностью восстановленных зданий.

Улучшение доступа помогло увеличить число туристов: в прошлом году в Помпеи прибыло около 3,5 миллиона человек. Ожидается еще больше посетителей, поскольку последние находки постепенно раскрываются для общественности.

Среди ярких моментов - фреска с греческой мифологической фигурой Нарцисса, лениво опирающегося на каменную глыбу и смотрящего на свое отражение в луже воды.

В том же доме археологи нашли небольшую изящную настенную роспись, изображающую соблазнение спартанской царицы Леды греческим богом Зевсом, замаскированным под лебедя.

Яркие краски фрески уже поблекли, так как пепел и пемза были тщательно удалены в прошлом году, а влага на поверхности стены высохла, притупляя богатые тона.

Исследователи планируют очистить и вернуть красивые цвета. И тогда богатый фресками дом, все еще частично похороненный, будет открыт для публики в течение одного или двух лет. Тогда будут проложены новые туристические маршруты.

В других местах некоторые граффити содержат графические сексуальные ссылки.

Возможно, одна из самых значительных находок была наименее впечатляющей на первый взгляд. Это короткая надпись углем, в которой указана дата какого-то события. Это было написано в коридоре большого дома, где было обнаружено, по крайней мере, шесть тел.

Археологи полагают, что записка могла быть написана непосредственно перед извержением, что означает, что катастрофа, вероятно, произошла на два месяца позже, чем предполагалось ранее.

Ученым потребуется много лет, чтобы ассимилировать и интерпретировать весь материал, найденный в последние месяцы. Это изделия из тонкого стекла, фрагменты фрески, гипсовые лепнины, монеты и амфоры, хранящиеся для будущих исследований.

Более чем через 270 лет после начала первых серьезных раскопок треть города, которая занимает примерно 67 гектаров, остается погребенной и неисследованной.

Но пока у исследователей нет планов дальнейших крупных раскопок после завершения этого проекта.