Впервые астрономы обнаружили экзопланету с помощью радиоволн

Эта скучная, ничем не примечательная звезда не вызывала интерес со стороны астрономов. И, как оказалось, зря.

Расположенная на расстоянии 26 световых лет, звезда по имени GJ 1151 оказалась вовсе не такой уж неинтересной. Астрономы обнаружили, что у нее есть планета, масса которой всего лишь в пять раз превышает массу Земли.

Радиоволновая активность этой звезды была связана с взаимодействием между магнитным полем звезды и орбитальной планетой. Также как магнитное поле Юпитера взаимодействует со своей луной Ио. Обнаружить особенность звезды помог новый метод.

Ученые говорят, что теперь им гораздо легче найти труднодоступные скалистые экзопланеты, такие как Меркурий, Венера, Земля и Марс. В настоящее время существует два основных способа обнаружения экзопланет. Один из них транзитный метод, его использует космический аппарат Тесс.

Это когда планета проходит между Землей и своей звездой. При вращении она вызывает небольшие провалы в свете звезды. Есть и метод радиальной скорости. Он обнаруживает слабое колебание в положении звезды, когда она притягивается планетой.

Телескоп LOFAR, расположенный в Нидерландах, при сканировании неба выявил несколько излучений, которые соответствуют красным карликовым звездам. Одной из них была GJ 1151. Это был идеальный кандидат для дальнейшего изучения.

Многие красные карлики освещают пространство звездными вспышками, вращаясь с огромной скоростью или взаимодействует с двоичным спутником. GJ 1151 вращается медленно, всего один раз в 130 дней. Это слишком спокойное движение для красного карлика.

Его компаньоны могут быть скрыты, поэтому команда провела наблюдения с использованием специального оборудования. По их мнению, это планета размером с Землю, слишком маленькая, чтобы ее можно было обнаружить с помощью существующих оптических инструментов.

Ученые говорят, что чем массивнее планета, тем больше вероятность ее обнаружения. Более мелкие экзопланеты более неуловимы. Но с помощью нового метода их можно обнаружить, проанализировав радиосигналы звезды. В будущем ученые планируют определить, какое влияние магнитная активность звезды оказывает на обитаемость экзопланеты. И радиоизлучение поможет им решить головоломку. С новым поколением радиотелескопов они верят в то, что получат ответы на многие вопросы.