У доисторических охотников-собирателей из Прибалтики были уникальные кулинарные традиции

Группы охотников-собирателей, жившие в Прибалтике от 7500 лет назад, имели свои секреты и традиции приготовления пищи.

Ученые пришли к таким выводам на основе анализа фрагментов древней керамики. Было изучено более 500 единиц керамической посуды из 61 археологического памятника по всему Балтийскому региону. Исследователи обнаружили разительные контрасты в предпочтениях в еде и кулинарной практике между различными группами даже в одних и тех же регионах.

Люди проживали в одних и тех же областях, использовали одни и те же ресурсы, но различия оказались значительными. Горшки использовались для хранения и приготовления пищи. В пищу шла морская рыба, тюлени, бобры, кабаны, медведи, олени, лесные орехи, пресноводная рыба и растения.

Исследователи считают, что кулинарные вкусы древних людей были продиктованы не только продуктами, которые были под рукой, но традициями и привычками групп. Ученые говорят, что люди часто удивляются, узнав, что охотники-собиратели использовали глиняную посуду для хранения, обработки и приготовления пищи. Тяжелые керамические сосуды сложно совместить с кочевым образом жизни. Исследование как раз и было посвящено тому, как использовалась эта керамика. В ходе удалось уточнить разнообразие блюд и кулинарных традиций в разных группах охотников-собирателей.
Неожиданными для исследователей оказались доказательства наличия молочных продуктов в некоторых гончарных сосудах. Видимо, были группы охотников-собирателей, которые наладили отношения с ранними фермерами, у которых брали молоко и молочные продукты. А может, его обменяли на что-то или просто ограбили.

Остатки молочных жиров в нескольких сосудах охотников-собирателей было неожиданностью. Это открытие имеет значение для понимания перехода от образа жизни охотников-собирателей к раннему фермерству. Исследование предполагает, что на кулинарные вкусы окружающая среда не оказывала влияние. Скорее, они были частью давних кулинарных традиций и культурных привычек. Чтобы убедиться в точности своих выводов, ученые использовали молекулярные и изотопные методы для анализа фрагментов керамики. Исследователи говорят, что химический анализ остатков продуктов и натуральных продуктов, приготовленных в глиняной посуде, уже произвел революцию. Он полностью изменил понимание ранних сельскохозяйственных обществ.