Слепые полеты, обнаружение радаров и бомбардировка невидимых объектов остаются неотъемлемой частью подготовки российских пилотов, когда речь заходит о ночных полетах.
Генерал-майор ВВС России Владимир Попов объясняет, что реакция пилота на внезапное изменение освещения от яркого к темному имеет первостепенное значение для ночных полетов. По словам Попова, чем раньше пилот отреагирует на это, тем лучше. Во время проверки офицеру обычно поручают определить силуэт самолета или геометрическую фигуру в темной комнате, спустя несколько секунд после того, как его ослепят вспышкой.
Кроме того, пилоты должны различать красный, желтый и зеленый. Это поможет им определить местоположение относительно других воздушных судов, выполнить приземление с помощью бегущих огней и ориентироваться по световым сигналам. Что касается ночных полетов, у офицеров также должен быть хороший вестибулярный аппарат, чтобы буквально вслепую определять положение самолета в воздухе относительно горизонта. По словам ветеранов авиации, это «шестое чувство» тренируется годами, а затем остается с человеком навсегда.
В настоящее время ночные полеты выполняются с помощью радаров. Они указывают местоположение радиостанций и маяков. Практически все самолеты и вертолеты оснащены системами радиосвязи, что упрощает ориентацию. Кроме того, боевые самолеты активно используют спутниковые системы глобального позиционирования, в основном американские GPS и российские ГЛОНАСС. Они позволяют самолетам довольно точно следовать по маршруту даже при нулевой видимости.
Эксперты предупреждают, что в случае полномасштабной войны эти системы могут быть уничтожены вражескими системами радиоэлектронной борьбы, а это означает, что пилоты должны владеть всеми способами выполнения ночных полетов. Пилоты говорят, что ночные вылеты имеют много преимуществ с точки зрения тактики.
Во-первых, ночь самое подходящее время застать врасплох, а во-вторых, самолет становится чрезвычайно трудной целью для зенитных и переносных систем ПВО. Проведение ночных полетов не является редкостью для группы российских аэрокосмических сил в Сирии.